Ежедневно с 8.00 до 22.00
Самара и область:
Право на образование прописано в Конституции. Однако на практике многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок физически не может посещать школу, а препятствием является обычный порог или лестница при входе. Для инвалида-колясочника, ребенка с хроническими или временными нарушениями работы опорно-двигательного аппарата это непреодолимый барьер.
Пускай родители сами помогут ребенку в коляске дважды в день преодолеть лестницу у входа, но проблемы на этом не исчерпываются. Потому что есть еще пороги внутри самой школы, лестницы между этажами. В итоге дети-инвалиды вынуждены получать образование на дому или обучаться в специализированных учебных заведениях, но качество и уровень такого образования отличаются от того, которое дают обычные средние школы или гимназии. А ведь дети-инвалиды тоже мечтают о карьере, строят свои планы на будущее и хотят общаться со сверстниками.
Опыт других стран убедительно показал: когда дети-инвалиды учатся вместе со всеми остальными, они становятся более самостоятельными, независимыми, лучше адаптируются к обществу. Есть и другая сторона медали: там, где инвалиды посещают обычные общеобразовательные школы и гимназии, отношение к людям с ограниченными возможностями более терпимое и уважительное.
В 1994 году на всемирной конференции, посвященной образованию лиц с особыми потребностями, Россия в числе прочих стран подписала Декларацию «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями». Один из пунктов декларации прямым текстом оговаривал, что дети с особыми потребностями должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Декларация не имеет силы государственного закона, но она обозначает то направление, в котором должно развиваться государство и общество.
Зато силу имеет Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 года №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи». Этот приказ опирается на Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Статья 3 этого приказа оговаривает, что маломобильным группам населения, к которым принадлежат и дети с нарушениями ОДА, владельцы школ должны обеспечить:
возможность беспрепятственного входа в школы и выхода из них;
возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;
содействие при входе и выходе из объекта и многое другое.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязывает приспособить и оборудовать объекты образования и науки таким образом, чтобы ими могли пользоваться инвалиды. Закон предписывает устанавливать пандусы и поручни у входа – они должны быть предусмотрены строительным проектом, а также планом капитального ремонта или реконструкции. Несоблюдение этого требования грозит владельцу школы штрафами.
Правительство РФ подписывало также Постановление «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы», а это постановление затрагивало всю территорию страны. Целью программы было создать безбарьерную среду для маломобильных групп населения, к которым принадлежат не только инвалиды-колясочники и дети с нарушениями ОДА, но также родители с колясками, беременные женщины, пожилые люди. В рамках программы школы должны были оборудовать пандусами, но это лишь одна из многих задач, направленных на социализацию маломобильных детей.
Если театр начинается с вешалки, то школа – с входной двери. На входе в большинство школ учеников ждут лестницы. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата это непреодолимое препятствие независимо от того, что они используют: трость, костыли или инвалидную коляску. Чтобы ребенок мог попасть в школу, нужно установить пандус.
Иногда руководство общественных учреждений относится к требованиям оборудовать пандусы как к формальности, даже не предполагая, что этими аппарелями действительно будут пользоваться люди с нарушениями ОДА. В результате появляются пандусы, подняться и спуститься по которым могут только здоровые, активные, ничем не стесненные люди, а никак не маломобильные группы. Даже если не оценивать монтаж таких конструкций с этической точки зрения, халатный подход чреват штрафом со стороны контролирующих органов. Чтобы не платить солидную сумму штрафа, а затем вдобавок не переделывать аппарели у входа, нужно соблюсти требования СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Угол наклона пандуса – 1/12 для реконструируемых зданий и 1/20 для вновь строящихся, в исключительных случаях допускается уклон 10%.
Максимальная длина одного марша пандуса – 8 м.
Ширина – 0,9-1 м.
Длина поворотно-разворотных площадок – 1,5 м, ширина - 1,5 м
Аппарели оборудуют парными металлическими поручнями на высоте 70-90 см от пола.
Вопрос с пандусами можно попробовать решить самостоятельно, не привлекая компании, которые специализируются на безбарьерной среде. В этом случае вам придется самостоятельно изучить СНиПы, обратив внимание на то, какие материалы разрешены для аппарелей. Для школ можно использовать нержавеющую сталь – она прочная, способна выдержать большие нагрузки, выглядит эстетично. Но в таком случае вам придется не только изучать СНиП, но и самостоятельно контролировать работу подрядчиков. Потому что если они в чем-то нарушат нормативы, вам придется платить штраф контролирующим органам. Поэтому разумнее сразу обращаться к профессионалам.
Компания «Пандус.су» занимается устройством безбарьерной среды больше 7 лет. Мы выполняем полный цикл работ: от создания проекта до монтажа аппарелей. Наш менеджер предложит оптимальное решение, исходя из особенностей школы и заявленного бюджета. Мы пришлем замерщика, чтобы он произвел точные замеры, а затем самостоятельно изготовим аппарели, полностью соответствующие требованиям СНиП. Мы доставим и установим их, после чего вы получите гарантию. Наша компания изготавливает не только типовые, но и нестандартные изделия. «Пандус.су» принимает заказы из Москвы и других городов, в том числе за пределами Центрального округа.